Metal East Нове Коло 2019 глазами MetalZine

Прошедший год назад в Харькове фестиваль Коловорот — Ragnard Reborn — Нове Коло высоко поднял планку как для украинских метал-фестивалей. В этом году концепт фестиваля претерпел некоторые изменения — упоминания канувшего в Лету французского фестиваля Ragnard ушло следом за самим фестивалем, зато добавился в название “Metal East”, который в нашей транскрипции легко превращается в “Металлист”, что хорошо сочетается как с наименованием субкультуры, так и с одним из символов Харькова — ФК Металлист. Помимо названия поменялся и подход к формированию лайн-апа — вместо folk metal’а мы получили очень солидную порцию death metal банд. Сравнивать между собой эти стили глупо, но выступившие в этом году Necrom, Pestilence, Entombed A.D., Demilich и Necrophobic явно способны были привлечь больше зрителей, чем прошлогодний фолк. Однако, что-то я забегаю слишком далеко. 

  Местом проведения фестиваля, как и в прошлом году, стал Арт-Завод Механика. Дата фестиваля изменилась  с дней летнего солнцестояния фестиваль сместился на последний день весны — первые дни лета (в том числе и из-за аномальной жары в прошлом году; еще раз забегая наперед — не помогло).

  Открывали фестиваль Морок, в последний момент призванные компенсировать слёт одного из хедлайнеров — финнов Ajattara. Этот проект Severoth’а (с идентичным составом для живых выступлений) многие видели за полтора месяца до данного события, на киевском фестивале Holy Death over Kyiv, что не могло не сказаться на восприятии. Да, всё хорошо, добротно, но, когда видел выступление группы совсем недавно теряется некоторая доля заинтересованности в происходящем на сцене. 

  В первом же перерыве между выступлениями, а они длились от 30 минут до часа на территории фестиваля было обнаружено шикарное крафтовое пиво, а также всякие брутальные вкусняшки, наподобие эклеров с мозгами. И перерывов как раз хватало, чтоб  постоять в коротких, быстро двигающихся очередях, что-то выпить-съесть и пробежаться вдоль стоек с мерчем, картинами или одним ухом послушать идущие лекции.

Далее выступал проект Bergrizen. Еще пару лет назад это был студийный one-man-band, но это было четвертое живое выступление в Украине, а совсем скоро будет выступление на фестивале в Чехии. В живом составе в очередной раз произошли перемены, не повлиявшие на качество исполнения. Сам Bergrizen относит свою музыку в “Hel Carpathian Black Metal” (впервые этот термин по отношению к своей музыке применили Kroda), но слушатель, не столь плотно знакомый с творчеством группы вполне может принять это за красивый, мелодичный и атмосферно звучащий Black Metal.

 Следующее выступление было уникальным и потому очень ожидаемым — проект Necrom, созданный легендарными украинскими музыкантами впервые играл вживую. 

И, если Князя Варггота в непривычном образе — жилетке с нашивками мы на сцене увидели, то место вокалиста занял Astargh из Elderblood (в записи дебютника вокальные партии исполняет Roar of Madness and Necromancy, он же Роман Саенко). По итогам сэта можно сказать ровно то же самое, что и по итогам дебютного EP — прекрасно, но мало! Кому как, а мне очень не хватает новых альбомов в стиле old school death metal, без коровых, грувовых или даже mdm-ных фишек. Классический death metal, где каждый рифф несет в себе мощь и ярость настоящего металла.

 После безжалостного death metal катка публику ожидало облегчение в виде “всего лишь” post/depressive black metal’а. Австрийцы Harakiri for the Sky относительно молодая группа, тем не менее успевшая выступить на множестве евро-фестов и выпустить 4 полноформатных альбома. У нас они были впервые и впечатление оставили вполне нормальное. Если бы звук иногда не сливался в единую кашу, то я бы даже сказал отличное. Но нет.

 Далее на сцену, спустя год, вернулись греки Zemial с еще одной легендарной (да, я уже употреблял слово “легенда” или “легендарный”, но что поделать, если так и есть) личностью — Proscriptor’ом из Absu. В прошлом году их выступление поначалу вызвало некоторое недоумение, т.к. гитарист и басист были без микрофонов, но кто-то пел — как оказалось, барабанщик и основатель группы. В этот раз удивил Proscriptor, чей сценический образ напоминал то ли чью-то бабушку на вечеринке, то ли какого-то колдуна из фильмов 70-80х годов (на следующий день без грима его узнать было довольно сложно, к тому же футболка Scorpions тоже мешала заподозрить в нем культовую личность). Также неожиданно во время одной из песен на сцене появилась Sandra (не та, которая пела In The Heat Of The Night, а та, которая из Daily Metal и пресс-центра фестиваля) с саксофоном и внесла некоторое разнообразие в происходящее на сцене. 

  Расслабившуюся после двух относительно легких групп публику далее ждал, наверное, самый злобный, сатанинско-богохульный black metal за весь фестиваль. Финны Archgoat  с их не слишком быстрой, но ядовито-злобной музыкой выбили остатки сил и надежд на будущее из присутствующих. Одно из лучших выступлений за все три дня, однозначно.

 После такого зубодробительного сэта выступление голландцев Pestilence смотрелось и снималось мной на фоне отнюдь не легкой усталости. Сожалею, но на одних из основоположников школы европейского death metal сил у меня практически не лишилось.

  
 

 Второй день начался с оповещения через соц.сети, что выступление первой группы задерживается. “Ага, можно не спешить” подумали я и моя компания. В итоге на территорию фестиваля мы попали под заключительные аккорды Severoth. Остается надеятся, что на грядущем фестивале Ashen Dominion выступление удастся посмотреть полностью.

 Далее пришел черед одесситов White Ward. Несколько лет назад они произвели очень хорошее впечатление своим альбомом Futlity Report и с тех пор мне довелось их видеть уже несколько раз. Стоит отметить, что и в их составе произошла замена — теперь в группе новый вокалист. Ему же достался и саксофон (опять саксофон на black metal концерте!!!), отсутствующий на некоторых предыдущих live’ах.

 Agatus… снова греки, снова несколько неоднозначное впечатление. Смесь heavy и black metal, красивый видеоряд, несколько знакомых по предыдущим выступлениям греческих банд лиц, некоторое недоумение публики. Нет, это не было плохо. Это было немного странно.

 А дальше было именно то, ради чего на фестиваль Metal East — Нове Коло и приехало большинство гостей. Спустя много лет культовые Hate Forest вновь вышли на сцену. По просьбе группы съемка фото и видео была запрещена, так что выступление останется лишь в памяти тех, кто присутствовал при этом уникальном событии. А также на всяческих фото-видео хостингах “благодаря” тем, кто наплевал на убедительную просьбу группы. Как это было? Строгий и суровый black metal. Без шоу, без грима и кривляний, без костюмов и фаер-шоу. Просто. Чистый. Black Metal.

 После настал черед самого вкусного перерыва, ведь Дядь Костя приготовил огромный котёл кулиша. Вкуснейшего кулиша. А также вкуснейшей домашней наливки, но это был уж очень эксклюзив и я чертовски рад, что и мне немного досталось.

 После гастрономической паузы фестиваль продолжили еще одни финны — Demilich. Группа, чей единственный полноформатник вышел в далеком 1993 году. Группа, которую большинство вспоминает по логотипу “с ёлочками”. Не относил себя к числу их фанатов, но, как и во многих других случаях, живое выступление группы могу оценить на отлично.

 Бельгийцев Enthroned в Украине ждали еще несколько лет назад, на Carpathian Alliance во Львове. Тогда, если верить прославившемуся отнюдь не хорошими делами, организатору Д.Х. группе помешали выступить то ли семейные проблемы у одного из участников, то ли банальное пищевое отравление. Но верить сказкам этого феерического *** — себя не уважать.  В отличии от HF у Enthroned был и грим, и всяческая атрибутика в виде цепей, перевернутых крестов и пентаграмм, и игра на публику, и гримасничанье. Тем не менее, как в случае с Hate Forest эдакий аскетизм был вполне уместен, так и шоу бельгийцев смотрелось органично и подходило под их вариант black metal’а.Enthroned

 Завершали день Necrophobic, но с ними удалось встретиться и перекинуться парой слов еще задолго до выступления и даже не на одном из meet-and-greet’ов — в гостеприимном пабе “Кефир” они за соседним с нами столиком коротали время в ожидании начала фестиваля. Сцена к их выступлению слегка преобразилась, став декорированной в стиле последнего на данный момент релиза шведов — Mark of the Necrogram. Когда в прошлом году этот альбом вышел я ознакомился с ним достаточно поверхностно. Когда же Necrophobic закончили свое выступление я покидал зал практически их фэном. 

изображения не найдены

 Третий день стартовал с выступления Raventale (без задержек!). Как и в случае с Bergrizen кто бы мог подумать еще лет 5 назад, что студийный one-man-band станет практически завсегдатаем украинских black metal концертов и фестов. В этот раз группа предстала перед публикой без живых клавишных и вновь без старых песен. Видимо, дождаться “Огнём кромсая небеса” нам не суждено. Хотя, и эту группу можно будет увидеть на грядущем Ashen Dominion III фестивале. Может тогда…?

  Второе выступление этого дня стало и вторым в истории для Ygg и первым в родном для них Харькове. Похоже, это стало эдакой традицией этого фестиваля — выступать в обновленных составах — к группе присоединился второй гитарист —  Goreon из Barkasth. На звучании это сказалось исключительно положительно и теперь я даже не знаю, что более понравилось — дебют вживую (а это всегда особые эмоции, причем не только для слушателей, как мне кажется) или же выступление в расширенном составе. 

 Шотландцы Saor также предложили публике несколько нетипичный black metal. Нет, без саксофона, но с живой скрипкой, а не просто синтезатором, выполняющем роль скрипки. Это было также одно из самых ожидаемых выступлений, полностью оправдавшем ожидания. И, судя по количеству людей в мерче группы — с моим мнением солидарны многие.

  Ни дня без финского metal’а — следующими на сцену вышли Sargeist. Персонального чуда не случилось и мой любимый из их творчества трек — Return of the Rats они не сыграли, посвятив половину сэта своему альбому 2018 года — Unbound.   Будет неплохо увидеть их еще раз спустя несколько лет.

  Metal-фестиваль в Харькове и без Nokturnal Mortum? Конечно, нет. Как и в прошлом году, количество людей в зале во время выступления NM было выше, чем во время выступления других групп — такое ощущение, что какие имена не были б на афише, но для посетителей Коловорота/Нового Кола хэдлайнер может быть только один. Сэт в этом году был менее сосредоточен на “Истине”, охвачены были все полноформатники, но разве можно вместить все лучшие песни в час с небольшим? Шикарное выступление, непередаваемая энергетика в зале — Ноктюрналы просто не могут надоесть. Но ждем чего-то эксклюзивного, все же в этом году 20 лет их альбму “Нехристь” и 15 лет украинской версии альбома “Мировоззрение” (в следующем году будет 15 лет англоязычной его версии).

  Horna приезжают к нам в Украину третий год подряд. Их у нас любят, отлично принимают, да и сами они неплохо вписываются в фестивальную тусовку. Жаль только, что за это время полноформатника у них не вышло (EP и split) и выступление мало отличалось от двух предыдущих. Накладывается и то, что знатоков финского языка у нас все же не так много, потому воспринимается больше музыка и визуальная часть, а лирика и тематика текстов теряются. К счастью, с первыми двумя составляющими у финнов все в порядке, потому поддержку наших металхэдов они по прежнему получают.Horna

  Entombed A.D. — можно повторить то, что писал о Pestilence. Опять легендарная в своем жанре команда, только в этот раз усталость присутствует в трехкратном размере. Из тех впечатлений, которые все же пробились через стену усталости — “эй, а неплохо бы их сольником посмотреть” и “кажется, они тоже уже утомились”.

 

  Все же в том году финал фестиваля был более милосерден к зрителям — под Мортииса и пиано-каверы от Николы Цветковича не нужно было отрываться.

 

  Фестиваль, с точки зрения посетителя, однозначно удался. На следующий год мы знаем уже значительную часть состава, так что продолжение следует. 

Спасибо организаторам и за этот год, и за то, что продолжают свое дело. И, конечно, за предоставленную аккредитацию.