С 22 по 24 июня Харьков принимал фестиваль Ragnard Reborn Нове Коло, который является наследником сразу двух фестивалей – Коловорот, традиционно проходивший именно в Харькове на протяжении многих лет, каждое зимнее солнцестояние, и Ragnard Rock, проходивший во Франции, где наши группы были постоянными гостями. Как прошел фестиваль – читайте и смотрите в отчете!
Объявленный еще в середине прошлой осени фестиваль Ragnard Reborn ожидался с нетерпением. А также с некоей долей опасения – всё же опыт другого, к счастью уже окончательно отмененного фестиваля с black metal уклоном, настораживал не только меня, но и отпугивал многих других любителей черного искусства. Тем не менее, вместе в ночном поезде, которым я добирался на фестиваль собралась большая компаниям металистов, среди которых было немало и моих коллег – фотографов, операторов, журналистов. Так что фестивалить мы начали еще в дороге…
Первый фестивальный день для меня и моей компании начался аж с третьей группы – открывавших фестиваль французов Cristalys и харьковчан Ulvegr мы пропустили не из-за того, что поздно прибыли в Харьков, отнюдь – бродили по жаре мы еще с шести утра, не из-за того, что были непунктуальными, а из-за накладки времени заселения в съемное жилье и старта фестиваля. Ну что ж, увы.
Первой группой, увиденной на фестивале стали Selvans. Звучали хорошо, выглядели интересно, особенно, когда под конец выступления лидер группы Haruspex принялся бить в барабан не палочкой, а берцовой (могу ошибаться) костью.
Следующими были Khors – группа, название которой одним из первых приходит на ум, если говорить об Украинской black metal сцене. Группа отыграла традиционно качественно, величественно и атмосферно. Сет-лист претерпел некоторые изменения по сравнению с недавними выступлениями группы, в частности была сыграна композиция Winterfall из альбома Mysticism, который вышел 10 лет назад. Но, исключительно субъективное мнение – старых трэков можно было бы сыграть чуть больше.
Продолжили фестиваль шведы Grift – еще одна группа, играющая black metal с явно выраженным уклоном в post/atmospheric. Мои ожидания группа полностью оправдала.
Небольшое отступление: в довольно длительных перерывах между выступлениями групп (обычно не менее 30 минут) у посетителей появлялось свободное время, которое на территории Механики было чем занять. В течении всех дней работали фуд-корты, приятно радующие обилием разнообразнейшей еды, напитков, причем не только алкогольных и ценами. Немалый интерес вызвала и арт-часть фестиваля, в первую очередь выставка Андреаса Маршалла, но и наши мастера не были обделены вниманием – возле их лотков всегда сновали любопытные металисты.
После очередного перерыва мы спешили на Kzohh. И тут меня ждал легкий шок, вместо привычных балахонов, свечей, расставленных по сцене старинных фонарей я увидел на сцене музыкантов в противогазах, костюмах хим.защиты. Первая часть выступления сопровождалась видеорядом, связанным с катастрофой на ЧАЭС и одновременно являющуюся клипом на их песню “Припять”, а вокалист Zhoth, вышедший на сцену чуть позже, использовал микрофонную стойку, стилизованную под старый советский дозиметр ДП-5.
Второй исполненной песней стала Maruta, еще более жуткая, посвященная любопытным азиатам, проводившим опыты над живыми (недолго) людьми. Сопровождалась она также видеорядом, содержащим документальные кадры из хроник отряда 731 а также кадры из художественного фильма “Человек за солнцем”, снятом на ту же тематику.
Хэдлайнерами первого дня стала итальняская depressive black/doom metal банда – Forgotten Tomb. Несколько лет назад они уже посещали Украину с сольным концертом, но тот концерт в Монтерее собрал гораздо меньше публики, да и сравнивать сцену, свет и звук фестиваля с небольшим клубом не совсем корректно. Мрачно. Пафосно. Круто. Особенно пафосно выглядел Algol, но при этом его поведение не казалось наигранным, наоборот, выглядел он врожденным аристократом, который любое действие делает подобным образом.
Завершал первый день ночной сет от местной death metal команды Mutanter, но по причине крайней измотанности оценить его не удалось.
Полный фотоотчет с первого дня
На второй день удалось прибыть без опозданий, к началу выступления Elderblood. Группа в очередной раз выступила добротно и в окружении своей атрибутики. Может для других жанров это и не столь важно, но подобные декорации помогают настроиться публике, а может и музыкантам и петь о мраке и тьме, в то время как за стенами вовсю печет солнце, стоящее почти в зените.
Далее последовал черед греков Kawir. Группа довольно примечательная – много ли вы знаете black metal банд, использующих волынку? Волынщик в процессе концерта поил из бурдюка вином других участников группы, а в концовке выступления второй вокалист прошелся вдоль первого ряда зрителей и угостил их вином из более тривиальной бутылки. Но, как оказалось, с окончанием своего сета приключения для некоторых участников группы только начинались. Их гитарист между выступлениями успел повздорить с другими греками – Zemial, а после и с частью посетителей и организаторов. Совпадение или случайность, но в Грецию группа улетела с его паспортом, а самого гитариста “забыли” в Харькове. На момент написания отчета буйный греческий гость всё еще пребывает в Украине, пользуется нашим гостеприимством и дегустирует наши блюда и напитки.
И опять небольшое лирическое отступление. Кроме буйного грека больше откровенно упоротых и невменяемо пьяных людей на фестивале не наблюдалось. Несмотря на все попытки, в том числе и с моей стороны, напиться ни у кого особо не получилось. Способствовал этому и фестивальный адреналин, и сильная жара, от которой в первый день можно было спастись в помещении, где проходили выступления, а во второй, когда и они прогрелись – нигде.
Настал черед беларуских гостей, Gods Tower, настал черед первых проблем… Группа несколько затянула саунд-чек, но при этом, к огромному сожалению, на первых песнях периодически “заводились” инструменты и писк от них мог перебивать остальные звуки по 15-20 секунд. Во время исполнения моей любимой вещи из репртуара GT – Twilight Sun звук вообще полностью пропал на несколько секунд, после инструменты включались поочередно. В итоге, как я понял, группа сыграла не все запланированные песни и покинула сцену досрочно. Обидно.
В итоге это стало началом самого неприятного момента на фестивале – саунд-чек выступавших следом Nokturnal Mortum затянули еще больше и в итоге получился сдвиг на полтора-два часа по всему лайнапу. Забегая наперед хочется отметить, что других особых недочетов не было, фестиваль прошел на высочайшем уровне, как для сугубо метал-фестиваля и, на мой взгляд, стал лучшим метал-фестивалем в Украине. Назвать недочетом организаторов то, что две группы опоздали на самолеты и в итоге их пришлось сместить на день язык не поворачивается. А третий и последний момент скорее сугубо личный и лишь частично связан с организацией – в последние часы третьего дня охрана перестала выполнять свои функции и в огражденную вип-зону мог попасть любой желающий. Какой-то желающий попал и ушел оттуда с моим рюкзаком, к счастью, почти пустым. Но, повторю, такой минимум проблемных ситуаций для трехдневного фестиваля – пустяк.
Вернемся к музыкальной составляющей. Nokturnal Mortum мне довелось видеть до этого уже шесть или семь раз, но это выступление стало самым запоминающимся. Помимо основного состава группы, а с недавних пор в группе вновь есть клавишник, на сцене появлялись артисты с варганом, бубнами, духовыми инструментами. Шоу было более театрализованным, настолько, насколько это возможно в рамках black metal и не перешло в клоунаду, а-ля Mayhem в начале 2000х, после возвращения Атиллы. Сетлист содержал по большей части песни с прошлогоднего альбома – Истина и несколько исполняемых традиционно в последнее время, например “Украина”. “Черного ворона” и “В огне деревянных церквей” публика не дождалась и, что-то мне подсказывает, не скоро дождется на лайвах NM. Отмечу, что и Varggoth, и Jurgis удивили новыми прическами – дрэдами. Правда уже на следующий день Юргис расплелся, а вот Varggoth сказал, что 20 лет ходил с одинаковым внешним видом и решил, что пора что-то изменить.
С творчеством следующей выступавшей группы – Zemial я был знаком, но в историю группы и состава не вникал. Потому первые минут 10 выступления был удивлен – на сцене барабанщик, гитарист и басист. У гитариста и басиста микрофонов нет, но вокал в песнях есть и явно не в записи, потому что были обращения к публике. Только благодаря зуму на объективе удалось разглядеть микрофон у барабанщика. Заодно он вроде бы еще и какие-то сэмплы на клавишах успевал включать. Уникальный человек. И хорошее выступление.
И какой же black metal фестиваль без норвежского black metal? Когда уже перевалило за полночь на сцене появились Helheim. В живую – это нечто. Мощь от музыки этих северных парней наполняла зал и помогла досмотреть выступление до самого конца в бодром состоянии. Однако с их уходом со сцены (а это было уже около двух ночи) всякая бодрость нас покинула и мы отправились домой. По дороге наше такси сломалось в самом центре города (приблизительно на пол пути от феста), стоимость же вызова такси из центра до дома оказалась в 3.5 раза выше, чем от феста.. М-да, не зря Харьков в разных соц.сетях иначе как “Хуевый Харьков” не называют. Пришлось взывать к лимитам сил и на морально волевых топать пешком.
Третий день открывала группа Barkasth, с которой недавно довелось провести интервью. Материал понравился – качественный black, с вкраплениями атмосферика, на сцене группа держится уверенно, несмотря на относительно небольшой опыт.
Выступавшие после них Burshtyn давали четвертый живой концерт и при этом первый в родном для себя Харькове. Имея всего два альбома группа тем не менее каждое выступление меняет список песен, чем радует. Например в этот раз впервые был в живую сыгран “Тризуб”. А “Непотрібно Христа” была исполнена в другой версии, явно отличавшейся от альбомной, что несколько мешало подпевать.
Сменившие их на сцене поляки Lord Wind во главе с Робом Даркеном изначально должны были выступать на ночном шоу. Если честно, то лучше бы так и было, потому как из общего драйвового ключа фестиваля этот фолковый проект выбивался. Всё круто, интересно, но после яростного напора козацкого метала от Бурштын перестроиться под инструментальный фолк не получилось. А исполнение русской народной “Ой мороз” как по мне было неуместным. Хоть не “Катюшу” спели, и на том спасибо.
Nocturnal Depression – еще одна группа, чье выступление ожидал с огромным нетерпением и легким опасением – свое предыдущее выступление на немецком фестивале несколько месяцев назад группа пропустила, ничего не объяснив организаторам и не объявив об отмене заранее. И лидер группы – Lord Lokhraed вовсе несколько недель не выходил на связь, лишь потом объявившись сослался на депрессию. Но к нам французы, к которым присоединились барабанщик и басист Forgotten Tomb (да, опять море аристократического пафоса излучал Алгол) доехали. И выдали великолепное выступление, пробиравшее до мурашек. К концу своего сета Лорд был очень доволен и растроган. И выглядел максимально счастливым, как для человека, играющего depressive suicidal black metal.
Далее на сцену вернулся Роб Даркен, но уже без поющих о морозе женщин, а со своим основным проектом – Graveland. И тут вновь стала заметна разница в качестве сцены, света и звука по сравнению с киевским концертом в прошлом году. Graveland – великолепная группа, если ее правильно вызвучить. Отдача от Даркена и музыкантов также впечатляют. Браво, Роб! Браво звукореж фестиваля Ragnard Reborn!
Очередь выступать наконец-то дошла до финских легенд – Horna. Музыканты в полном составе находились на фестивале с первого дня, охотно общались с фанатами, прогуливались по территории фестиваля с пивом, смотрели выступления своих коллег. Но пришла пора преобразится группа из немного суровых брутальных парней превратилась в демонов бездны, творящих свой зловещий ритуал на сцене. Злоба, мощь и тьма достигли высшей точки концентрации во время их выступления. И лишь нулевое знание финского мешало подпевать им.
Активная часть фестиваля на этом завершилась. Вышедшей на сцену после Horna легендарный Mortiis тоже, кстати, удивил прической из дрэдов. Но увидеть это дано было не всем – за его клавишами и специальным помостом разглядеть самого Mortiis’a было нелегко. К тому же, большую часть выступления на сцене было крайне темно и лишь видеоряд сменялся в процессе игры. Увы, часть выступления я пропустил, бегая по территории фестиваля в поисках рюкзака, но не будем отвлекаться. А нет, будем.
И завершал фестиваль пианист Nikola Cvetkovic, игравший на своем инструменте каверы на Katatonia. Начал он с одной из моих любимых их песен – For my Demons, чем расположил к себе и своей музыке. Необычно, интересно, красиво. После того, как он попрощался с публикой фестиваль завершился. Прощального слова и объявлений о будущем фестиваля не последовало, но, очень надеюсь, что он все же состоится.
Огромная благодарность организаторам фестиваля – лично Дмитрию, Musical Hall, всей команде фестиваля и Косте Сурину, всем музыкантам и моим друзьям и коллегам. Это был настоящий праздник metal-музыки. Это был фестиваль действительно европейского уровня. Надеюсь, что низкая посещаемость на первом фестивале не станет основополагающим фактором при принятии решения о будущем фестиваля Ragnard Rock Нове Коло. Надеюсь, что те, кто пропустил этот замечательный фестиваль прочтут этот и другие отзывы и в следующем году не пропустят это событие.
полный фото-репорт третьего дня
И отдельное спасибо тем, кто дочитал репорт до конца! Stay True.
One thought on “Ragnard Reborn Нове Коло – отчет”
Comments are closed.