Интервью с лидером группы Kaosophia и организатором фестиваля Holy Death Over Kyiv
В преддверии уже шестого фестиваля Holy Death Over Kyiv мне удалось пообщаться с его организатором-основателем, а по совместительству и с лидером группы Kaosophia. Беседовали мы пару часов, на обработку материала ушло гораздо больше времени, а что из этого вышло – читайте ниже.
Привет! Уже через пару недель состоится шестой фестиваль Holy Death over Kyiv. Можешь рассказать, как родилась идея самого фестиваля и как проходили первые концерты?
Привет. Изначально идея родилась не у одного меня, нас было несколько человек, в организации принимал участие также наш бывший барабанщик – Захар. Основной идеей было делать black metal фестивали такого плана, которые у нас не делает никто. Я знал и видел ряд фестивалей за рубежом, видел составы выступающих там групп. Мне хотелось привозить те группы, которые по каким-то причинам не возили другие организаторы. Не хотели, не могли.. сложно сказать. Хотелось заполнить эту нишу и продвигать black metal. Задумка появилась еще около 2010 года и планировался он как ночное действо.
А в каком году состоялся первый фестиваль Holy Death over Kyiv?
Первый фестиваль мы провели в 2012 году. Фестиваль – может даже слишком громко. Были приглашены группы Pseudogod и Teitanfyre. Таким образом и было положено начало.
Хотя бы вкратце: чем запомнился каждый из уже прошедших HDOKов?
К сожалению, второй фестиваль запомнился рядом неудачных моментов, видимо мы были еще не слишком подготовлены. А вообще, после каждого фестиваля оставалось некое свое приятное послевкусие победы, нечто такое, что сложно выразить словами.
Третий – поездка в Чернобыль с группами, выступавшими на фестивале – Cult of Fire, Kladovest… Эта поездка и то, что там происходило – самое запоминающееся событие, связанное с третьей частью HDOK.
Четвертый, увы, не самой лучшей посещаемостью.
Пятый – группой Burshtyn. Для себя я эту группу открыл не сразу, можно сказать, что открыл ее повторно для себя уже непосредственно на концерте и для меня они стали группой всего фестиваля. По воле обстоятельств демиургических все возможные сложности и неудачи навалились на них перед концертом, но они смогли достойнейше представить себя. На мой взгляд, они являются свежим глотком на Украинской Black Metal сцене.
Что было сложнее: провести самый первый фестиваль, не имея опыта или выйти сейчас на новый уровень, пригласив группы, чья популярность все же выше предыдущих участников?
Всегда есть какие-то сложности. Когда нет опыта, то в любом случае будешь лажать, набивать шишки, набираться опыта. Но даже спустя несколько лет, выйдя на новый уровень, ты все равно продолжаешь развиваться и получать новый опыт и новые шишки. Нельзя сказать, когда было проше. Сложно на самом деле всегда. Тем более, что организация концертов не является основной деятельностью. Хорошо, что есть люди, готовые помочь, есть команда.
Grave Circles, Goatflesh, теперь Морок – приглашение на фестиваль группы, для которой выступление будет дебютным – это уже часть концепта HDOK или совпадение?
Довольно широкий вопрос. И то, и другое. Мне всегда было хотелось вытягивать интересные коллективы из Украинского андэграунда, особенно, если они еще не выступали. А выступления с большими группами, на которые соответственно приходит больше публики, дадут таким группам многое, возможно какой-то стимул к дальнейшему росту. Собственно, как мы говорили вначале – мне всегда хотелось делать то, чего у нас не делают другие организаторы. Когда я впервые услышал тех же Grave Circles мне очень понравилась их музыка и в то же время я был в недоумении – почему они нигде не играют, почему их никто не зовет?
Так что да, это и совпадение, и умысел.
Уже после того, как стали известны даты и заявленные группы фестиваля Holy Death over Kyiv, довольно неожиданно был объявлен еще один концерт на ту же дату и той же тематики. Речь, конечно, о Dark Funeral. И многие поклонники жанра были поставлены перед очень сложным выбором – куда идти. И также много раз в соц.сетях (да и в живом общении) проскакивали вопросы – а может организаторы объединят эти выступления? Не вдаваясь в подробности переговоров или взаимоотношений между организаторами, а беря во внимание исключительно общий концепт фестиваля, статус групп – вписались бы Dark Funeral в твой фестиваль или же они слишком мейнстримовые?
Сейчас, конкретно на этот фестиваль – однозначно нет. В будущем – вполне. Состав фестиваля продумывается и подбирается очень тщательно. Каждая команда имеет на фестивале свое место и в этот раз это было абсолютно невозможно.
Продолжим в разрезе “а если бы”. Не подумай, что я у тебя выпытываю планы, но… будь у тебя возможность заполучить на следующий фестиваль любую, из действующих и дающих живые выступления групп – кого бы ты позвал в качестве хэдлайнера?
Надо подумать… Из существующих и выступающих… пусть это будет Mayhem.
Предлагаю пока закончить тематику фестиваля, все же ты не только организатор, но и музыкант, занятый во многих проектах. Расскажи, какие из них на данный момент актуальны и какую роль в них ты выполняешь?
В данный момент мой основной проект – это Kaosophia, а также я являюсь сессионным гитаристом в группе Bergrizen.
Подожди, а как же До Скону?
Сейчас я в этой группе не участвую.
То есть на грядущем фестивале ты вместе с ними играть не будешь и группа представит новый состав?
Да. До Скону предстанут в интересном составе. Мне самому даже интересно посмотреть, как это будет выглядеть. Вообще, это должно было стать сюрпризом.
Для посетивших предыдущее живое выступление Kaosophia это уже не сюрприз, но наших соотечественников, подозреваю, там было немного (концерт был за рубежом) – ты ведь и в Kaosophia сейчас перешел на позицию вокалиста, оставив гитару. Как так вышло – это твое единоличное решение, решение группы, волеизъявление Morthvarg’а, стечение обстоятельств?
Morthvarg в один момент решил уйти. И мы тогда группой решили, что пусть вокалистом будет тот, кто является автором концепции группы и лучше найти нового гитариста, чем заниматься поиском нового голоса для группы.
А кто является костяком группы?
И сейчас, и в прошлом костяком группы являлись я и наш бас-гитарист Константин
А кто для группы пишет тексты, музыку? Это плод исключительно твоего творчества или коллективный?
На мне все не сосредоточенно, я консолидирую и двигаю вперед наше общее дело. Мне никогда не хотелось, чтобы это был проект одного человека, который сам все написал, сделал, потом набрал сессионщиков и дал им готовый материал.
Если брать наш второй альбом – Serpenti Vortex, то там много материала нашего на тот момент второго гитариста Дмитрия(сейчас уже покинул группу, прим. авт), много материала нашего басиста Константина. Я же старался всему этому придать этому общий концепт, объединить все, продвинуть. Сейчас мы работаем над новыми песнями и там чуть больше моего материала, лирики. Но всегда Kaosophia была именно коллективом, а не one-man-band’ом.
У нас в Украине в последние годы Kaosophia играла даже реже, чем за рубежом (Венгрия, Эстония, Беларусь). Почему так?
Я не являюсь сторонником часто выступать с одним и тем же материалом перед одними и теми же слушателями. Если есть что показать – надо выступать. Да и когда нет интересных предложений – мы точно не будем навязываться.
А что насчет нового материала? Мы имеем шанс услышать новые темы уже на фестивале?
Мы работаем над этим и шансы, что успеем – есть. Вообще, помимо фестиваля мы сейчас стараемся направить все силы на создание нового альбома, но пока никаких дат и точных сроков назвать не можем.
А как думаешь, почему наши группы довольно редко выступают за границей, особенно на крупных фестивалях?
Ну почему же редко. Та же Kroda в этом году играет на SteelFest, а также на очень интересном фестивале в Шотландии – Darkness Guides Us Fest. Никаких барьеров нет, разве что те, которые мы воздвигаем перед собой сами.
Ты и в качестве музыканта, и в качестве обычного посетителя побывал на многих тематических фестивалях. Какие впечатления у тебя сложились, что общего и в чем различия в организации и проведении таких мероприятий. Поделись мнением.
Если смотреть на посетителей – то на зарубежных фестивалях местный контингент обычно составляет треть. Остальное – приезжие. Например в Эстонию приезжает много финнов. У нас же пока такое встречается редко.
В плане организации – не сказал бы, что наши фестивали уступают. Некоторые наши фестивали даже превосходят зарубежные аналоги.
Но да, им проще в ряде вопросов. Например пригласить множество групп среднего эшелона. Наши же организаторы стремятся набрать хэдов, но средний уровень проседает. И посетители тоже в итоге идут только на хэдов, хотя фестивали могут и должны быть интересны в том числе и за счет молодых групп или крепких середняков.
Не уступают, говоришь? А что, в Европе группа уровня Marduk может после выступления оказаться по факту брошенной и в итоге добираться в аэропорт за свой счет? 🙂
Нет. Такого там произойти не может.
Могут ли, на твой взгляд, ответвления black metal’а – pagan BM, DSBM, atmospheric BM и прочие считаться настоящим black metal’ом или все же только старый “добрый” satanic BM?
Black metal – это смерть и дискриминация, так что да, могут.
Mayhem или Burzum?
Mayhem.
Nokturnal Mortum или Drudkh?
Drudkh.
Behemoth или Satyricon?
Сложно выбрать.
А как ты относишься к медийной активности в соц.сетях со стороны того же Nergal’а? В разрезе Black Metal’а – это нормально, это часть современной культуры, которую не следует отвергать или все же это позерство, мейнстрим и неприемлемо для Black Metala?
Так получается, что Behemoth, на мой взгляд, сейчас как раз и получили то, к чему всё время стремились Satyricon. Во всех сферах. А по поводу неприемлемо? Почему же. Для Дьявола нет преград и любая пропаганда нужна и важна. Так что, все же Behemoth.
А что бы ты выбрал для себя и своей группы сейчас: выступить на масштабном фестивале, перед многотысячной аудиторией, которая, правда, не особо знакома с твоей группой или же выступить в небольшом клубе, но в который придут люди именно ради твоего выступления?
Зависит от этапа развития группы, всему свое время. Но на данный момент предпочел бы второй вариант.
Продолжим выбирать “или-или”. Говард Лавкрафт или Стивен Кинг?
Однозначно Лавкрафт.
А “Сияние” или “Оно”. если все же затронуть Кинга?
Сияние.
А откуда ты черпаешь идеи для лирики в Kaosophia? Из литературы, других видов искусства?
Из окружающего мира. На самом деле, в нашем мире каждую секунду происходят события, которые могут вдохновить. Любое волнующее событие может послужить катализатором.
Но ведь Black Metal гораздо менее затрагивает социальные темы и те образы, которые фигурируют в BM не особо проецируются на повседневное…
Вот потому я и говорю, что это скорее катализаторы, а не источник вдохновения. Вдохновение приходит – как портал открывается. В качестве примера могу привести историю секты “Ветвь Давидова”.У них было множество последователей, а также они контролировали довольно серьезные потоки оружия и наркотиков (это вам не Кирилл Гундяев с его сигаретным бизнесом – прим.авт). Закончилось это перестрелками и осадой и штурмом поместья сектантов. В итоге по одной версии почти 80 человек покончило с собой, а по другой версии – были уничтожены властями. Ознакомившись с этой историей более детально написал композицию про катарсис, про религиозный фанатизм. Эта песня войдет уже в новый альбом.
А бывало такое, что уже написав песню ты понимал, что неосознанно вышел в той или иной степени плагиат?
Тогда, скорее всего, я от этого избавлюсь. Искусство так или иначе интерпретирует или частично копирует то, что было создано ранее. Но, если сходства будут явными и я это осознаю – это не войдет в финальную версию композиции.
А какая группа оказала на тебя наибольшее влияние?
Iron Maiden!
Неожиданно.
Да, но это действительно для меня группа на все времена.
И что бы ты хотел сказать тем, кто будет читать нашу беседу?
Приходите на концерты и поддерживайте андерграунд. А если нет, то не удивляйтесь что возят одни и те же группы по кругу, а интересное и актуальное проходит мимо наших площадок 😉